Член Всемирной организации политических консультантов Екатерина Одарченко рассказала, как специалисты помогают слугам народа преодолеть свое косноязычие, а также о важности такого компонента политики, как публичное выступление.

 

Публичное выступление: политик думает, что сам все знает

«Мы показываем кандидату видео, на котором записано его выступление, объясняем, что со стороны он смотрится не самым лучшим образом.

Когда политик видит, что его речь пересыпана словами-паразитами типа „ааа“, „эм-м-м“, „как бы“ и другими, он ужасается, испытывает дискомфорт. Глаза всезнайке открывают и социсследования, в которых он оказывается неубедительным, маловлиятельным. Ведь большинство политиков относится к выступлениям халатно. А это недопустимо! Часто кандидаты, которые начали было учиться, срываются. Ведь избирательная компания – очень нервный процесс. В последний момент говорят, что подготовленные тезисы – „фигня“! Тогда мы пытаемся убедить говорить близко к тексту. Ведь основной посыл будет подкреплен рекламой на билбордах, в прессе».

 

Иногда человек теряется на людях или опасается сказать глупость. Политику, однако, нужно излучать уверенность. В публичных выступлениях используют так называемые «якори» – жесты, связанные с позитивными эмоциями. Кто-то для успокоения трогает мочку уха, кому-то надо сжать ручку. Этот простой прием очень помогает во время запинки, или если оппоненты выбили из равновесия. Главное, чтобы ручка была без кнопки, иначе кандидат будет постоянно щелкать.

Впечатление о человеке на 70% зависит от его внешности, жестов, позы и тембра голоса

Глубинный страх перед публичным выступлением – это страх быть отвергнутым «стадом» в случае неудачи. А одному холодно и голодно. В запущенных случаях за дело берутся психологи. Они объясняют, что осмеянный всем классом мальчик и взрослый успешный дядя, который руководит компанией, – два разных человека».

 

Политик не знает, как построить очередную «пламенную речь»

«Мы рекомендуем кандидатам начинать речи с короткой притчи, чтобы заинтересовать слушателя. Нужно ориентироваться в проблемах аудитории: одно дело – встретиться с шахтерами, совершенно другое – выступать перед бизнесменами.

 

Эмоциональная речь побудит избирателей к действию здесь и сейчас. Например, разрушить забор вокруг незаконной стройки. А апеллирование к разуму нужно, если решение оттянуто во времени.

Например: «Я успешный бизнесмен, и лидер мнения Василий меня поддерживает. Голосуйте за меня».

 

Сложнее всего кандидату с имиджем интеллектуала. Его выступление должно показывать начитанность, но без заумий. Для кандидата «из народа» используют емкие выражения типа «золотые унитазы». И главное – политик должен повторять свои основные посылы, пока его не начнет тошнить. А затем повторять их снова».

 

Испытывает страх перед телекамерами

«Мы арендуем телестудию и имитируем ток-шоу. С нами сотрудничает журналистка с опытом работы на ТВ – она задает провокационные вопросы. Потом мы анализируем запись и готовим ответы на часто задаваемые вопросы. Обычно попадание – 80%. Остальные 20% – самые неожиданные. И тогда важнее всего энергетика, с которой отвечает политик. Один из советов – сказать: „Какой острый вопрос!“ А дальше все свести к привычным посылам: „Если вы обратили внимание на мою предвыборную программу…“ Все как в анекдоте про студента, который выучил строение блохи, а ему попался вопрос про строение рыбы. Он отвечает: „Если бы у рыбы была шерсть, в ней бы водились блохи. А строение блохи следующее“».

 

Боится большого количества людей на митингах

«Завладеть вниманием многотысячной толпы – это искусство. Поэтому многие политики паникуют.

 

Мы определяем, в какие физиологические последствия обращается этот страх. Если трясутся коленки, за 15 минут до выступления рекомендуем интенсивно ходить. Когда от нервов перекашивается лицо, советуем двигать нижней челюстью. От пересыхания во рту спасает гранатовый сок.

 

Для особо состоятельных клиентов мы инсценируем даже митинги – изучаем реакции людей на кандидата. Параллельно с этим изучаем и то, что может служить успокаивающим фактором для политика. Спикера может приободрить, если в толпе находится близкий человек или политконсультант, который показывает на время.

 

Один кандидат захотел использовать систему микронаушника. Ему нужно было говорить о реформах, а он не особо владел цифрами. Мы купили систему, но в итоге она не понадобилась – он в конечном счете сумел справиться самостоятельно».

 

Когда Кличко волнуется, он сильно сжимает кулак

Среди известных политиков, с которыми работала Екатерина Одарченко, – Виталий Кличко.

«Жестам, стойке, походке его обучили европейские эксперты. А мы занимались подготовкой его речей и публичных выступлений на парламентских выборах 2012 года, – отмечает политконсультант. – Основная проблема Виталия – это плохое владение украинским языком. Когда он переживает, то „якорится“, сильно сжимая кулак. Кличко не комфортно выступать на сцене, если там находится кто-то еще. Возможно, он предпочитает быть единственным центром внимания и опасается, что публика переключится на ведущего.

 

Из публичных выступлений видно, что Кличко старается объединить в себе образ сильного лидера, как Янукович, и борца, как классический оппозиционер. А избиратели воспринимают его как лидера из Европы».

 

Источник — газета «Взгляд».

SIC Group предлагает Вам посетить авторский курс занятий по технике речи от лучшего специалиста Украины Анатолия Васяновича.