Способы выхода компании на международные рынки

Способы выхода компании на международные рынки является одним из важнейших решений компании, вступающей в международную маркетинговую деятельность.

Важнейшими факторами, влияющими на выбор варианта вхожде­ния международной компании на зарубежный рынок, следует считать

• скорость вхождения на рынок;

• прямые и косвенные издержки по выходу на данный рынок;

• уровень возможного риска;

• сроки окупаемости инвестиций;

• степень остроты конкуренции;

• совокупную покупательную способность населения страны, где расположен рынок.

Формы участия международной компании в деятельности на внешних рынках отличаются друг от друга:

1. Инвестиции за рубежом
1.1 Прямое инвестирование
1.2 Приобритение фирмы за рубежом
1.3 Совместные предприятия
1.4 Филиалы

2.Без инвестиций за рубежом
2.1 Организация сборки
2.2 Лицензионные соглашения
2.3 Франчайзинг
2.4 Управленченские контракты
2.5 Производство по контракту
2.6 Компенсационные сделки, бартер
2.7 Производственная кооперация
2.8 Соглашения об обучении персонала

  Таблица 1.

Сравнительный анализ основных форм участия международной компании на международных рынках

Основные формы Ключевые характеристики
Экспорт Продажа через дистрибьюторов или импортеров Минимальные требования к инвестициям и посто­янным стоимостным обязательствам Часто используется на ранних стадиях междуна­родной экспансии.
Лицензирование и франчайзинг Могут быть использованы как форма применения патентов или специализированной экспертизы. В некоторых странах только как путь проникнове­ния на рынок. Лимитированные обязательства, но также и лими­тирован контроль над лицензиями.
Совместные пред­приятия Совместное владение зарубежным производством с локальным партнером обязательны в нескольких странах. Могут сопровождаться политическим риском. Частые споры среди партнеров. Может потребоваться раскрытие сведений об иму­ществе (собственности)
Стратегические Союзы (альянсы) Соглашение между компаниями по кооперации в области специфических проектов. Позволяют разделить риск и затраты. Цели партнеров могут отличаться. Может потребоваться раскрытие сведений о соб­ственности
Полностью собственные филиалы Максимум ответственности за проникновение на рынок. Максимальный контроль за происхождением ком­пании. Могут быть приобретены или вновь созданы.
Источник: Моисеева Н.К. Международный маркетинг. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — С. 97.

Выход на международные рынки логично начинать с наиболее часто применяемого способа зарубежной деятельности — с налаживания экспортных операций.