Сейчас для многих политиков все более актуальными становятся связи с европейскими партнёрами, четко отслеживается тональность упоминаний о Украине и украинцах в западной прессе. И все же для наших сограждан остаться загадкой, как верно работать с европейскими и американскими партнерами. Для понимания этого алгоритма мы пообщались с известным политтехнологом Екатериной Одарченко.

— Екатерина, вы уже более 7 лет работаете на украинском рынке, Насколько я понимаю Ваши клиенты – это отдельные политики, политические партии и крупный бизнес. Насколько сейчас у людей есть желание работать с Европой и продвигаться информационно на запад?

Добрый день. Да желание есть. Но очень часто не все понимают суть системы отношений с западными партнёрами, их правил и этики. Собственно за последнее 2 года спрос существенно возрос.

— Насколько я понимаю SIC Group один из немногих партнёров, кто обеспечивает полный цикл западных коммуникаций. Вы славитесь работой с “Батьківщиною”, “ЗАСТУП”, “Силой людей”, крупными коммерческими компаниями. Как выглядит цикл работы?

На самом деле большая часть нашей работы находиться под грифом «конфиденциально», и мы не можем публично похвастаться ею. Но об алгоритме, конечно, расскажу. Буду говорить о примерах из политической жизни, как коммерческих клиентов ведут мои коллеги из департамента маркетинга. Если, например, у Вас есть политическая сила, она имеет определённые ценности и цели (в идеальном варианте). В реальной варианте такая политическая сила чаще всего имеет краткосрочные цели и явных лидеров. У них есть более менее понятное позиционирование. Например, объединение имеет социал-демократические взгляды. Целью является определение «дорожной карты» реформы медицины, а также интеграция в S&D (Progressive Alliance of Socialists and Democrats). Значит для этого нужно четко обозначить «кто мы такие». Для этого делается отдельная стратегическая сессия, результатом, которой является стратегия, план действий, информационные материалы. Далее мы производим поиск и устанавливаем контакт с ключевыми партнёрами организации, ими могут быть ключевые общественные объединения и ассоциации ( в данном случае медицинского направления и направления здравоохранения), ключевые члены Европейской комиссии, отдельные члены Европейского парламента (имеющее опыт работы в данной сфере), политики, имеющее отношение к реформам в отдельных странах, авторитетные эксперты, Поиск и установление контакта достаточно долгий период, так как тут нужны веские аргументы значимости Вашей темы и точное моделирование формата и даты встречи. Формат может представлять собой форум или конференцию, ряд кулуарных встреч до и после главного мероприятия. Также, формируя положительный и понятный образ в европейских СМИ, необходимо позаботиться о взаимосвязи с европейской прессой, стать интересными для них и попасть на страницы наиболее уважаемых изданий.

— А что неужели в европейской пресс можно просто прийти и купить размещение статьи, как от части возможно в отечественных СМИ?

На самом деле Вы немного не правы. Просто прийти и купить у авторитетного издания публикацию и у нас нельзя. Это некие профессиональные отношения, которые предполагают PR часть, часть адаптации под стиль и тональность издания. В Европе и США работа ведется с редакциями, отдельными журналистами , блогерами, просто она более сложная. Необходимо очень четко ставить задачи своим райтерам чтобы заинтересовывать издания, готовить спикеров, создавать качественные информационные поводы.

— Это наверное очень дорого?
Нет, не дороже чем работа с авторитетными изданиями в Украине, дело в том, что в нашей стране получить бесплатную публикацию немного сложнее. Это диктуется желанием «урвать с политики» или же низким уровнем журналисткой этики. В Европе Вы вкладываете в работу агентства интеллектуальный труд – но получаете хороший качественный и надежный результат. Медиа – это бизнес, и он не может терять читателей из-за сиюминутной прибыли. Такая работа может быть интересна и с точки зрение критики оппонентов, понятия в медиа нужной проблематики и тем. Такие публикации обычно хорошо воспринимаются и перепечатываются локальными СМИ — это огромный плюс.

Насколько наши политики готовы к такой работе? Ведь это уже не просто участие, а реальная работа, общение с конструктивными партнерами.

Честно говоря, часто они не готовы, с бизнесом в этом плане легче. Самое важное в работе с западом – это системность. Нельзя один раз на один день приехать наобещать сотрудничество, подписать бумаги о намерениях, попросить поддержки и потом даже не выслать письма благодарности. Это типичная ошибка, которая формирует негативное восприятие политикума в целом. С системными клиентами мы работаем по контракту на полное обслуживание, Клиент озвучивает цели, утверждает проект на год или другой период, а мы достигаем цели, зная особенности запада. Делая проекты от случая к случаю эффект уменьшается и переговоры могут не дойти до конструктивного завершения.

А нужна, ли в принципе, такая работа для партий?
Несомненно, декларируя европейские ценности или планы реформ, политики часто не понимают сути этих понятий. К тому же реальный обмен опытом – написание аналитических документов как Green & White Policy books – это залог качественных изменений, реальной работы политиков для реальных реформ.

— Насколько это интересно электорату?
Реальный результат – всегда интересен. Если перефразировать, то вы наверное говорите о использовании данных тем для агитации – то скорее это играет косвенно на расширение положительного образа политиков, а также очень сильно мотивирует к работе в средине партии и организации и достижению реальных целей.

-Очень интересно, надеюсь, реальных дел будет больше.

Это неизбежно.

— Спасибо Вам Екатерина