«Буря положительных эмоций! Мне кажется, это было одно из самых важных мероприятий года! Знаете, почему? Сегодня стало отчетливо понятно, что наш профессиональный мир меняется — и это эпохальные изменения. Настоящий вызов для политтехнолога. Меняется общество, его сознание и вообще все вокруг! И главное — мы не в состоянии этому сопротивляться.»

Павел Кругляковский, спикер, о прошедшей встрече

 

 

Вчера, 24 февраля, в Киеве состоялся ряд панельных дискуссий, посвящённых Дню политического консультанта.

Организаторами мероприятия выступили международная компания «SICGroupUkraine», занимающаяся политическим консалтингом, PR, аналитикой и исследованиями, и команда Алексея Ситникова (VIP-коуч, политтехнолог, доктор экономических и психологических наук).

Событие вызвало большой интерес – более 150 человек посетило мероприятие.

Дискуссия была разделена на три основных панели, на которых обсуждались внешние образы политиков и их имидж, анализировались технологии их создания и влияние на восприятие избирателями в динамике, популярные сегодня стратегии и тактики, политическая культура и культура общения украинских политиков и медиа.

 

Модератором дискуссии стала Екатерина Одарченко, политтехнолог, партнер компании «SIC Group Ukrainе», президент Institute for democracy and development “PolitA”.

MV7_3618

Первая панель была посвящена расстановке на политической шахматной доске. Участники обсуждали, какие политики будут «в спросе» и почему, изменились ли электоральные настроения, какие проекты были наиболее успешными, и почему, какие тактики наиболее актуальны и с какими проблемами сталкиваются сегодня политики.

Как одну из проблем, спикеры отметили двустороннее влияние соцсетей на динамику взаимоотношений политических сил и избирателей. Негативным моментом раскрутки в соцсетях спикеры обозначили ограниченную относительно всей Украины, аудиторию:

«Чаще всего приходится работать ситуативно, приходится консультировать в связи с теми или иными проблемами связанных с имиджем, это чаще всего негативный имидж либо свой, либо негативный имидж конкурентов, нужно усилить или ослабить, это если брать в целом. Кажется, что каждый гражданин столицы родился с гаджетом в руке, с социальными сетями. Наши политики просыпаются и узнают повестку дня, листая фейсбук, и им кажется, что делает это каждый украинец. На самом же деле рынок социальных сетей крайне ограничен в Украине, мы сталкиваемся с тем, что как только ты выходишь за пределы столицы или больших городов, ситуация тут немного сложная и социальные сети не всегда работают, и тут приходят на помощь старые боевые листки, и даже стенгазеты или сарафанное радио тут бывают более эффективными, чем социальные сети. Но тут мы чётко видим тенденцию, что весь наш основной политикум (постмайдановский) очень ориентирован на социальные сети», — поделилась опытом Александра Решмидилова, ведущий аналитик МИА ЦРУ, политолог, специалист по работе с имиджевыми технологиями посредством интернета и новых медиа.

 

День политтехнолога

Вторая панельная дискуссия охватывала широкий спектр тем от коммуникаций до стратегического планирования и развития в этой сфере.

В ходе обсуждения спикеры обратили внимание на то, что кратковременный мгновенный результат для украинских политиков сегодня приоритетнее, чем долгосрочный, но полученный через некоторое время:

«Динамичному миру нужны динамичные стратегии. [Это ответ на вопрос, что интереснее нашим политикам: долгосрочный результат или тактика. «Мы видим пока, что тактика». – отметила Екатерина Одарченко]. Вопрос второго порядка: а готовы ли клиенты воспринимать хотя бы линейные стратегии с одной стороны, а с другой – готовы ли специалисты, консультанты, эксперты предлагать эти стратегии?» — Андрей Кашпур, футуродевелопер, специалист по управлению репутациями, руководитель исследовательского проекта ReputationLab.

Эти вопросы логическим путём подвели разговор к необходимости развития технологии коммуникаций с электоратом:

«Заканчивается эпоха нефти, заканчивается и эпоха гречки. Мне кажется, что мы попали в междувремья. С одной стороны, есть изживающая себя система, а с другой — новая ещё не сформировалась. Я думаю, что есть подобные проблемы для всех фокус-проектов. С одной стороны, время играет против нас, с другой — здесь есть потенциал для развития. Есть сложившееся представление всех политиков – не важно, это новые политики или политики с опытом – они все считают, что на выборы, условно говоря, ходят только бабушки. И вот такая парадигма накладывает отпечаток на всё, что происходит во внутренней и внешней коммуникации, на технологии, которые применяются, на видение стратегии, и так далее. А я задумался, что будет происходить через 3-4-5 лет? И в этом смысле время играет на всех: и на политиков, и на политтехнологов. И это просто факт: бабушки скоро перестанут ходить на выборы. Да, появятся новые, но это уже будут бабушки, которые, по крайней мере, знают, что такое интернет. И чтобы не говорили про гречку, нужно уже начинать пробовать что-то новое.» — поделился Павел Кругляковский, политический консультант, старший партнер компании Res Publica Communications, телеведущий.

«Гречка должна трансформироваться в партисипативный (вовлекающий) фруктовый наборчик», — добавила Надежда Копаница, специалист в области фасилитации, автор вовлекающих политических проектов.

DSC_4541

Третья панельная дискуссия была отведена СМИ и политической культуре. Спикеры обсуждали качество информационного политического контента в Украине, готовность украинских политиков к дебатам, уровень украинского политического PR, насколько важна единая информационная стратегия у государства и нужна ли она, а также — проанализировали информационную работу на Западе.

Андрей Круглашов, координатор движения «ЧЕСТНО», судья награды Американской Ассоциации Политических Консультантов Pollie, привёл в пример тенденцию в восприятии западного электората:

«Как бывает настоящая политическая коммуникация, когда человек (политик) говорит то, что у него на уме, то, что у него сложилось с годами. И пусть это может не нравится, но он эти взгляды сам разделяет, т.е. ему не надо придумывать, что сказать и что ответить, чтобы понравится жителям Невады. Мгновенность коммуникации способствует аутентичным кандидатам. Трамп тоже относится к ним потому, что говорит ровно то, что считает правильным сказать, и это многим нравится. Сейчас проигрывают пластмассовые кандидаты.»

DSC_0273

 

Слушатели дискуссий Дня политического консультанта оставили массу положительных отзывов, спикеры заявили, что хотели бы принять участие в подобном событии снова, а также высказали желание помочь с организацией в будущем.

Екатерина Одарченко прокомментировала прошедшее мероприятие:

«Большой интерес к событию был важным индикатором. Индикатором того что рынок не стоит на месте, и что консультанты и Клиенты ищут новые тактики, интересуются опытом друг друга, проверяют на «прочность» запущенные практики коммуникаций. Люди сферы искренне считают, что качественный скачек от «миллионных бюджетов» на подкуп или некачественные сети, которые продаются всем участникам процесса, исчерпан. Сейчас приходит время грамотного менеджмента, менеджмента как моделей и математики. Политического менеджмента, где консультант — не человек с бубном или в оригинальном луке с претензией на креативность, а вполне понятный высокооплачиваемый специалист, который может при помощи здравых аргументов, исследований и диалога привести к разработке верной стратегии, визии партии или движения, понятым, эффективным тактикам и ясному пониманию как краткосрочных, так и долгосрочных результатов. Конечно, «старая» (не по возрасту конечно, а по сути, по подходам) гвардия сопротивляется, высказывая свое негодование в серых «комментариях» или недобросовестных слухах на рынке, но, собственно, кто чем живет. По нашему мнению, нужно двигаться по своей линии далее, двигаться как ледокол. Учреждать правильные и полностью открытые для специалистов ассоциации, делать системные и целевые встречи (например, сегодня мы говорим о тонкостях «скрытого политического маркетинга», а завтра о практиках картирования избирателя). И все делятся опытом. Я лично не считаю, что это основа для более жесткой конкуренции, напротив — это будет развивать рынок, который находится в зачаточном положении. Я искренне убеждена, что неграмотные люди, называющее себя консультантами, или просто нечестные на руку аферисты портят понимание профессии намного глубже, нежели более и более образованные практики своего дела. Нам нужна не борьба за Клиента любыми способами, а сотрудничество и развитие самого рынка, самих Клиентов к постоянной системной работе, к стратегическим проектам и т.д. Этот путь правильный  (проверено международным опытом), он выделяет ответственный подход в треугольнике:  специалисты, Клиенты (политики) и избиратель. И мы будем двигаться в этом направлении.»

MV7_3622

Кратко подведём итог: эксперты и практики сферы политического менеджмента и консалтинга акцентируют внимание на необходимости создания профильных ассоциаций. Украинские политики недооценивают важность работы в команде с профессиональными политтехнологами, в следствии чего множество проектов приходится доделывать, либо переделывать заново.

Специалисты настаивают на развитии новых технологий в коммуникации в связи с прогрессивным развитием всего мира и избирателей, соответственно. Однако отмечают, что вклад соцсетей в процесс коммуникации переоценивается, так как не охватывает огромную часть избирателей по всей Украине.

Подобные события необходимы, так как дают возможность профессионалам обменяться опытом, и помогают новому поколению специалистов получить новые знания.