Сначала обратимся к пониманию догматичному – нужно принять, что в постсоветских странах такие термины приравниваются к коррупции и так называемому “решению вопросов”. В странах Европы GR и лоббизм также долго приживались в сознании, но все же были приняты. В США данные практики являются “открытыми”, понятными и легальными методами продвижения интересов групп, компаний и других субъектов в органах государственной власти. Они тесно связаны с advocacy кампаниями, PR grass roots кампаниями.

А теперь на основе собственной практики и практики коллег  рассмотрим, как это работает.

Начнем с США: Вы или Ваша компания получает лицензию на лоббистскую деятельность и практикует. GR специалист прорабатывает все связи предприятия с государственными органами, судами, местными органами самоуправления и т.д.; после чего он выдает отчет с рекомендациями по улучшению благосостояния этого предприятия. Руководитель, взвесив все pro и contra,  принимает решение о неких лоббистских действиях самостоятельно либо с другими игроками отросли. Специалист по GR пишет нужный путь для контакта, узнает особенности людей, принимающих решения. Далее дело передается лоббисту – для окончательного «шага» и инициации принятия решения органом власти (например, принятия поправки Конгрессом к законопроекту или другое действие).

Пример из практики РФ: лобби банковского сектора —  GR фирма привела анализ и составила предложение по увеличению прибыли методом лоббизма. Лоббисты, воздействуя на депутатов Госдумы инициировали выгодные банкам поправки в Закон «О ломбардах». Согласно закону теперь размер минимального уставного капитала должен составлять 50 млн. рублей (хотя около 90% ломбардов имеют оборот менее 3 млн.). Несмотря на заключение ФАС о том, что закон противоречит задаче развития малого предпринимательства, делает недоступным для граждан получение краткосрочных займов и оставляет на рынке только крупные сетевые ломбарды, он был принят.

Да у Вас наверное сложилось впечатление что лоббизм это воздействие на решения власти ресурсно – отнюдь, в цивилизованном плане – это установление контакта и дальнейшее донесение преимуществ именно лоббирумого решения. Часто подобные проекты включают в себя медиа-кампании, акции общественности и другие методы воздействия.

В Украине в сфере  GR практикует ряд специалистов и компаний, важно понимать, что подобного рода услуги требуют от партнёра  грамотного юридического, коммуникационного подхода, если Вам не дают четкого анализа и плана сотрудничества — скорее всего фирма не имеет представления о процедуре качественного продвижения интересов Заказчика. К сожалению, данное направление еще не столь популярно сколь понятен алгоритм «платы за вход в кабинет». Эта ситуация временна, мудрые и рациональные клиенты (крупные коммерческие компании, украинский бизнес, влиятельные общественные организации) уже обращаются к профессиональным GR консультантам и достигают целей.

Возможно, время и Вам построить мост между организацией и органами власти в своем городе или же на международном уровне в Вашингтоне или Брюсселе.

 

Екатерина Одарченко,

политтехнолог.